Диалектика устойчивого развития :: Философия устойчивого развития :: Синергетика :: Гостевая книга
Источник: Ивин А.А. Логика
Закон противоречия Законы
логики В логике, как
и во всякой науке, главное – законы. Логических законов бесконечно много, и в
этом ее отличие от большинства других наук. Однородные законы объединяются в
логические системы, которые тоже обычно именуются логиками. Без
логического закона нельзя понять, что такое логическое следование и что такое
доказательство. Правильное, или, как обычно говорят, логичное, мышление – это
мышление по законам логики, по тем абстрактным схемам, которые фиксируются
ими. Законы логики составляют тот невидимый каркас, на котором держится
последовательное рассуждение и без которого оно превращается в хаотическую,
бессвязную речь. Формулировка закона
противоречия Из
бесконечного множества логических законов самым популярным является закон
противоречия. Он был открыт одним из первых и сразу же объявлен наиболее
важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия. И вместе с тем в истории логики не было периода,
когда этот закон не оспаривался бы и когда дискуссии вокруг него совершенно
затихали бы. Закон противоречия говорит о противоречащих друг
другу высказываниях, т. е. о таких высказываниях, одно из которых является
отрицанием другого. К ним относятся, например, высказывания
«Луна – спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава – зеленая»
и «Неверно, что трава зеленая» и т.п. В одном из противоречащих
высказываний что-то утверждается, в другом – это же самое отрицается. Если обозначить буквой А
произвольное высказывание, то выражение не-А, будет
отрицанием этого высказывания. Идея, выражаемая законом противоречия, кажется простой и даже банальной: высказывание и его
отрицание не могут быть вместе истинными. Используя вместо высказываний буквы, эту идею можно
передать так: неверно, что А и не-А.
Неверно, например, что трава зеленая и не зеленая, что Луна спутник Земли и
не спутник Земли и т.д. Закон противоречия говорит о противоречащих
высказываниях – отсюда его название. Но он отрицает противоречие, объявляет
его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости – отсюда другое распространенное
имя – закон непротиворечия. Большинство
неверных толкований этого закона и большая часть попыток оспорить его приложимость, если не во всех, то хотя бы в отдельных
областях, связаны с неправильным пониманием логического отрицания, а значит,
и противоречия. Высказывание и его отрицание должны говорить об
одном и том же предмете, рассматриваемом в одном и том же отношении. Эти два
высказывания должны совпадать во всем, кроме одной единственной вещи: то, что
утверждается в одном, отрицается в другом. Если эта простая вещь забывается,
противоречия нет, поскольку нет отрицания. В романе Ф. Рабле «Гаргантюа
и Пантагрюэль» Панург
спрашивает Труйогана, стоит жениться или нет. Труйоган как истинный философ отвечает довольно
загадочно: и стоит, и не стоит. Казалось бы, явно противоречивый, а потому
невыполнимый и бесполезный совет. Но постепенно выясняется, что никакого
противоречия здесь нет. Сама по себе женитьба – дело неплохое. Но плохо,
когда, женившись, человек теряет интерес ко всему остальному. Видимость противоречия связана здесь с лаконичностью
ответа Труйогана. Если же пренебречь соображениями
риторики и, лишив ответ загадочности, сформулировать его полностью, станет
ясно, что он непротиворечив и может быть даже небесполезен. Стоит жениться,
если будет выполнено определенное условие, и не стоит жениться в противном
случае. Вторая часть этого утверждения не является, конечно, отрицанием
первой его части. Можно ли описать движение без противоречия? Иногда
отвечают, что такое описание не схватило бы самой сути движения –
последовательной смены положения тела в пространстве и во времени. Движение
внутренне противоречиво и требует для своего описания оборотов типа:
«Движущееся тело находится в данном месте, и движущееся тело не находится в
данном месте». Поскольку противоречиво не только механическое движение, но и
всякое изменение вообще, любое описание явлений в динамике должно быть – при таком подходе – внутренне противоречивым. Разумеется, этот подход представляет собой недоразумение. Можно просто сказать: «Дверь полуоткрыта». Но можно
заявить: «Дверь открыта и не открыта», имея при этом в виду, что она открыта,
поскольку не является плотно притворенной, и вместе с тем не открыта, потому
что не распахнута настежь. Подобный способ выражения представляет собой,
однако, не более чем игру в риторику и афористичность. Никакого
действительного противоречия здесь нет, так как нет утверждения и отрицания
одного и того же, взятого в одном и том же отношении. «Березы опали и не опали», – говорят одни, подразумевая, что некоторые
березы уже сбросили листву, а другие нет. «Человек и ребенок, и старик», –
говорят другие, имея в виду, что один и тот же человек в начале своей жизни –
ребенок, а в конце ее – старик. Действительного противоречия в подобных
утверждениях, конечно же, нет. Точно так же, как его нет в словах песни:
«Речка движется и не движется... Песня слышится и не слышится...» Те примеры, которые обычно противопоставляют закону непротиворечия, не являются подлинными противоречиями и
не имеют к нему никакого отношения. В «Исторических материалах» Козьмы Пруткова нашел
отражение такой эпизод: «Некий, весьма умный, XIX века ученый справедливо
тогдашнему германскому императору заметил: «Отыскивая противоречия, нередко
на мнимые наткнуться можно и в превеликие от того и смеху достойные ошибки
войти: не явное ли в том, ваше величество, покажется малоумному противоречие,
что люди в теплую погоду обычно в холодное платье облачаются, а
в холодную, насупротив того, завсегда теплое надевают?» ...Сии,
с достоинством произнесенные, ученого слова произвели на присутствующих
должное действие, и ученому тому, до самой смерти его, всегда особливое
внимание оказывалось». Этот поучительный случай описывается под заголовком:
«Наклонность противоречия нередко в ошибки ввести может». Применительно к
нашей теме можно сделать такой вывод: наклонность видеть логические,
противоречия там, где их нет, обязательно ведет к неверному истолкованию
закона непротиворечия и попыткам ограничить его
действие. В оде «Бог» – вдохновенном гимне человеческому
разуму – Г.Р.Державин соединяет вместе явно несоединимое: ...Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб, я червь – я бог! Но здесь нет противоречия. Противоречие «смерти
подобно...» Если ввести понятия
истины и лжи, закон противоречия можно сформулировать так: никакое
высказывание не является вместе истинным и ложным. В этой версии закон звучит особенно убедительно.
Истина и ложь – это две несовместимые характеристики высказывания. Истинное
высказывание соответствует действительности, ложное не соответствует ей. Тот,
кто отрицает закон противоречия, должен признать, что одно и то же
высказывание может соответствовать реальному положению вещей и одновременно
не соответствовать ему. Трудно понять, что означают в таком случае сами
понятия истины и лжи. Иногда закон противоречия формулируют следующим
образом: из двух противоречащих друг другу высказываний одно является
ложным. Эта версия подчеркивает опасность, связанную с
противоречием. Тот, кто допускает противоречие, вводит в свои рассуждения или
в свою теорию ложное высказывание. Тем самым он стирает границу между истиной
и ложью, что, конечно же, недопустимо. Римский философ-стоик Эпиктет, вначале раб одного из
телохранителей императора Нерона, а затем секретарь императора, так
обосновывал необходимость закона противоречия: «Я хотел бы быть рабом
человека, не признающего закона противоречия. Он велел бы мне подать себе
вина, я дал бы ему уксуса или еще чего похуже. Он возмутился бы, стал бы
кричать, что я даю ему не то, что он просил. А я сказал бы ему: ты не
признаешь ведь закона противоречия, стало быть, что вино, что уксус, что
какая угодно гадость: все одно и то же. И необходимости ты не признаешь,
стало быть, никто не силах принудить тебя воспринимать уксус как что-то
плохое, а вино как хорошее. Пей уксус как вино и будь доволен. Или так:
хозяин велел побрить себя. Я отхватываю ему бритвою ухо или нос. Опять
начинаются крики, но я повторил бы ему свои рассуждения. И все делал бы в
таком роде, пока не принудил бы хозяина признать истину, что необходимость
непреодолима и закон противоречия всевластен». Так комментировал Эпиктет слова Аристотеля о
принудительной силе необходимости, и в частности закона противоречия. Смысл этого эмоционального комментария сводится,
судя по всему, к идее, известной еще Аристотелю: из противоречия можно
вывести все, что угодно. Тот, кто допускает противоречие в своих
рассуждениях, должен быть готов к тому, что из распоряжения принести ему вина
будет выведено требование подать уксуса, из команды побрить – команда
отрезать нос и т.д. Один из законов логики говорит: из противоречивого
высказывания логически следует любое высказывание. Появление в какой-то
теории противоречия ведет в силу этого закона к ее разрушению. В ней становится
доказуемым все, что угодно, были смешиваются с
небылицами. Ценность такой теории равна нулю. Конечно, в реальной жизни все обстоит не так
страшно, как это рисует данный закон. Ученый, обнаруживший в какой-то научной
теории противоречие, не спешит обычно воспользоваться услугами закона, чтобы
дискредитировать ее. Чаще всего противоречие отграничивается от других
положений теории, входящие в него утверждения проверяются и перепроверяются
до тех пор, пока не будет выяснено, какое из них является ложным. В конце
концов, ложное утверждение отбрасывается, и теория становится
непротиворечивой. Только после этого она обретает уверенность в своем
будущем. Противоречие
– это еще не смерть научной теории. Но оно подобно смерти. Диалектика устойчивого развития :: Философия устойчивого развития :: Синергетика :: Гостевая книга |
|